- Аристид
- 1. Ум. ок. 468/467 до н. э., политич. деятель в Афинах, содействовал Клисфену в его реформе законодательства. В Марафонской битве 490 был одним из стратегов. В 489 — 488 стал первым архонтом. Являясь выразителем интересов крупных землевладельцев, выступал против проектов Фемистокла об увеличении мор. сил, вследствие чего был изгнан на 10 лет через процедуру остракизма. После всеобщей амнистии принял участие в Саламинском сражении. В качестве стратега предводительствовал афинянами в битве при Платеях. В 478 стал командующим греч. флотом и одноврем. инициатором создания Афинского морского союза, бразды правления которым он фактически взял в свои руки (например, в его компетенцию входило назначение степени долевого участия союзников в общих расходах). В 477 отошел от политич. деятельности. Его преемником как главы консервативной партии стал Кимон. Согласно дошедшим до нас сведениям, А. слыл образцом справедливости и неподкупности.2. А. из Милета (ок. 100 до н. э.), греч. писатель, автор прозаич. сочинения «Милетские повести» («Milesiaka»). Это сборник эротич. рассказов, которые из-за пикантного содержания получили широкое распространение и известность. Они были переведены Л. Корнелием Сисенной на лат. яз. Сохранился один фрагмент.3. А. Элий (ок. 117 (или 129) — 187 н. э.), греч. странствующий оратор из Адриануферая (Мёзия). Происходил из богатой семьи. Получив всестороннее образование (в т. ч. и у Герода Аттика), стал признанным оратором в Риме. Своими помпезно обставл. разъездами завоевал славу в греч. и рим. кругах. Из сохранившихся 55 речей А. шесть «священных речей» в форме дневниковых записей повествуют историю его болезни, длившейся 17 лет и от которой его излечил бог врачевания Асклепий в Пергаме. В одной из своих речей А. призывал императора Марка Аврелия к восстановлению разруш. землетрясением г. Смирна (178). Значительное число речей А. посвящено защите риторики перед философией. Другие его речи восхваляли Рим, славное прошлое Афин и других городов. Во время своих поездок (например, в Египет) А. знакомился с различными религиозными культами. Им были написаны прозаич. гимны, прославлявшие богов (Зевс, Сарапис и т. д.). Христианство он отвергал. Для А., как представителя Второй софистики, ораторское искусство представлялось вершиной духовной деятельности человека. Речи А., соверш. в отношении языка (примером ему служили греч. классич. ораторы), снискали ему славу. Известную ценность они представляют и с точки зрения изучения культуры эпохи Империи.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.